Фарфор

Фарфор

В средневековье были сделаны прекрасные изобретения, которые никогда не устареют и будут всегда приводить людей всего мира в восхищение. Одним из таких изобретений является создание фарфора, секрет которого был найден в Китае. Искусство фарфора ведет свое начало от производства гончарных изделий. Археологические раскопки свидетельствуют, что в Китае керамическая посуда существовала еще 5—6 тысячелетий назад. С XI в. до н. э. там уже производилась керамика целевого назначения: кухонная посуда, измерительные сосуды и ритуальная утварь. Однако прошли многие столетия, прежде чем был создан фарфор — самый совершенный из всех материалов, в основе которых лежит глина. И до сих пор из глины не удалось сделать ничего более прекрасного, чем фарфор.

Точную дату появления на свет первого фарфорового изделия установить невозможно. Известно только, что до него существовал ряд переходных фарфоровидных форм керамики, постепенно приближающихся по своим свойствам к фарфору. С уверенностью можно констатировать лишь то, что в VII в. китайцы уже умели изготавливать фарфоровые предметы Они хранили секрет этого материала так тщательно, что и в Западной Европе, и в России его пришлось изобретать самостоятельно В основе фарфора лежит глина — но не всякая глина годится для его изготовления. Глины существуют «тощие» и «жирные». Первые труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что по-китайски означает «фарфоровая глина». Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда стали изготовлять фарфор.

Каолин хорош многим, и прежде всего, своей белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий. В каолине почти нет посторонних примесей. Он легко принимает нужную форму.

Тем не менее у каолина есть существенный недостаток — он плохо плавится даже при сильном нагреве. А без этого невозможно получить звонкие прозрачные фарфоровые изделия. Следовательно, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало.

Китайские мастера нашли выход далеко не сразу. Это произошло тогда, когда они наткнулись в горах на залежи породы, именуемой «фарфоровым камнем». Она состоит из кварца и полевого шпата и имеет сероватый или желтоватый оттенки. Но если этот камень раздробить и истолочь, а затем тщательно промыть полученный порошок в воде, он становится белым.

При температуре 1800°С фарфоровый камень плавится и становится прозрачным, как стекло. Значит, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига становится не только белым, но и звонким, прозрачным. Кстати, фарфоровый камень нигде не встречается, кроме Китая.

Но даже имея все виды сырья, нелегко наладить производство фарфоровых изделий. Не менее важными условиями, которые обеспечивали производство в Китае высококачественного фарфора, явились открытия, способствующие поддержанию наиболее рационального температурного режима печей.

Более тысячи лет назад в Китае появились первые секционные печи для обжига керамики. Они назывались еще ступенчатыми и представляли собой длинный ряд смежных комнат, идущих уступами по склону холма, в котором они и открывались. В самой нижней печи разжигали огонь, и раскаленный воздух, прежде чем добраться до трубы, проходил всю систему. Большое значение для поддержания правильного температурного режима при обжиге имела также конструкция дымовых труб.

Производство фарфора — очень сложный и трудоемкий процесс. Прежде чем из куска фарфоровой массы будет сделана простая чашка, она пройдет через руки 70—80 мастеров — формовщиков, художников, муравщиков, декораторов.

После сушки фарфоровое изделие покрывалось глазурью. Именно глазурь делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и водонепроницаемой. Глазурь применяли в Китае уже около 3 тыс. лет назад. Ее делали из измельченного каолина, полевого шпата, кварца и гипса. Сама по себе глазурь бесцветная, но если к ней добавить окислы некоторых металлов, то она окрашивается в тот или иной цвет.

Небольшие фарфоровые изделия «купали» в чанах с глазурью. А большие вазы обдувались глазурной пылью, для чего рабочие дули в специальные трубочки с чашечками на концах. Эти чашечки наполнялись глазурным порошком с водой. При обдувании порошок распылялся по стенкам сосуда.

В первые столетия после изобретения фарфора изделия из него до покрытия глазурью расписывались обычно особыми красками, которые представляли в основном собой окислы металлов. Если художники хотели получить зеленый цвет, они использовали окисел меди, для фиолетового цвета требовался окисел марганца, для синего цвета — окисел кобальта, для розового цвета — окисел железа.

Когда глазурь наносилась поверх росписи, изделие обжигалось до и после росписи, причем второй обжиг производился при гораздо более высокой температуре, чем первый. Во время второго обжига глазурь расплавлялась, и краски росписи просвечивали сквозь нее, как через стекло.

Китайцы придумали и другой, более сложный способ росписи — они наносили роспись на глазурь. Это позволило намного увеличить количество красок, которыми стало возможно пользоваться для украшения фарфора. К прежним цветам добавились желтый, пурпурный, коричневый и др.

Наглазурная роспись делалась иными красками чем подглазурная. Состав этих красок был более сложный. Они представляли собой сплав свинца, олова и других металлов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Смесь эта белая, но в результате добавки к ней окислов различных металлов можно было придать ей любую окраску.

Опубликовано в разделе Изобретения средневековья and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий