Строительство и архитектура средневековья

Строительство и архитектура средневековья

В период становления феодального общества, как и при рабовладельческом строе, задачи, вставшие перед строительной техникой, определялись необходимостью сооружать крепости, феодальные замки и т. п. Были одинаковы и технические приемы сооружения таких объектов: ручной труд крепостных, сгонявшихся на строительство укреплений, мало отличался от труда рабов.

С помощью простой техники в средние века создавались разнообразные архитектурные сооружения. Высшие достижения строительного мастерства и архитектурного искусства воплощены прежде всего в храмах. В Византии их строили, используя в качестве материала в основном раствор и кирпич. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.

Шедевром строительной техники Византии являлся храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. при императоре Юстиниане. По размерам и роскоши это сооружение превзошло все другие современные ему храмы. Центральное пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Внутренние помещения были отделаны мрамором и мозаикой.

Византийское строительное и архитектурное искусство оказало значительное влияние на развитие архитектуры многих стран, в том числе и архитектуру Руси, куда с принятием в конце X в. христианства стали проникать и технологии каменного строительства. До того времени практически все постройки на Руси были деревянными. Из дерева строили не только жилые дома, но и монастыри, церкви и даже крепости. Орудиями труда при этом служили топор, тесло (инструмент вроде тяпки с острым лезвием), струг (рубанок), долото. В XIII—XV вв. появились сверла и пилы.

При князе Владимире Святославовиче, обратившем русский народ в христианство, в Киеве была построена Десятинная церковь. Это был огромный 25-купольный храм общей площадью в 542,5 м2, с великолепными фресками, мозаикой и мраморными резными парапетами. В начале XI в. на Руси было возведено много прекрасных архитектурных сооружений, среди которых особо следует выделить знаменитый Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней. Собор имел 13 куполов.

Строительным материалом в Киеве и других южных и юго-западных княжествах был обожженный кирпич — илинфа. Его производили в мастерских, оборудование которых состояло из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Помимо строительного кирпича на Киевской Руси изготовляли также изразец — обливной облицовочный кирпич.

Основой связующей раствора была известь; в раствор добавляли толченый кирпич, щебень, золу и другие вещества. Отделывали здания красным шиферным камнем, тесанным известняком и мрамором. Широко применялись черепица и плитка.

Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Поэтому стены были массивными, нередко укрепленными контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали: его основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарю, где находился жертвенник и где происходила основная часть богослужения.

В середине XII в. появилось новое художественное направление — готика. Готический стиль выразился прежде всего в произведениях зодчества, в которых очевидно стремление придать больше легкости и свободы тяжелым и массивным формам, создаваемым в прошлом. С этой целью полукруглую арку стали постепенно заменять островерхой или стрельчатой, которой раньше придавалось лишь второстепенное значение.

Возникла новая система сводов, потребовавшая соответствующего преобразования архитектурных форм. Стрельчатая арка, устремленная ввысь, взамен круглой арки стала основой архитектурных сооружений. Повинуясь закону стрельчатой формы, все прочие части вытягивались вверх, приняли теперь более стройный вид, а внутренние пространства потребовали для освещения более высоких и широких оконных проемов.

Столбам внутри зданий придавали форму стройных колонн, в соответствии с которыми стены были разделены пилястрами в боковых и главном нефах (помещениях, ограниченных колоннами) церквей. Соответственно, более легкий и стройный вид был придан боковым опорам с отходящими от них откосными дугами, подпирающими выдающуюся часть среднего нефа соборов. Отделка соответствовала общему характеру здания, которое завершали высокие, стройные и постепенно утончавшиеся к верхушке башни, возвышавшиеся справа и слева над главным входом.

Во внешней отделке и орнаментовке все более проявлялся переход от господствовавших до сих пор строгих очертаний к формам, заимствованным из живой природы — к фигурам животных, людей и даже к фантастическим существам, например, химерам, установленным на всемирно известном соборе Нотр-Дам в Париже. Цветные витражи причудливо преображали солнечный свет и создавали у посетителей иллюзию реального присутствия в храме библейских святых и самого Иисуса Христа. Но не только христианские персонажи можно было видеть на витражах соборов — там нашлось место и для сцен из жизни простого люда, властителей и сказочных животных. Иными словами, средневековый храм стремился быть для верующего целым миром в миниатюре.

Опубликовано в разделе Изобретения средневековья and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий