Томас Севери

Талантливый изобретатель Томас Севери жил с 1650 г. по 1715 г. Он был капитаном — так называли в те времена руководителей производства, инженеров, техников и мастеров. Точно не известно, являлся ли он владельцем копей или работал горным инженером в Корнуэлле. У него было любимое занятие — он делал часы и полировал зеркала с помощью машины собственного изобретения. Севери слыл сообразительным и разносторонним человеком. Его первым изобретением стала лодка с гребным приспособлением. Ее проект он послал самому королю. Тот одобрил проект и направил его в Адмиралтейство. Долгие хождения Севери по кабинетам ни к чему не привели — лодка с гребным приспособлением никому не была нужна. «Нам нужно, сэр, нечто другое, — сказал изобретателю один из чиновников. — Нам нужен насос, водоотливная машина. Займитесь-ка вы этим!»

В июле 1698 г. Севери получил патент на изобретение, используемое «для подъема воды и для приведения в движение разного рода мельниц силой огня, которое послужит к великой пользе и выгоде при откачке шахт, снабжении городов водой и работе мельниц там, где нет возможности пользоваться водой или ветром».

Машина Севери — это паровой насос, а не двигатель: в нем не было цилиндра с поршнем, который при своем перемещении приводил бы что-то в движение. Самое важное в этом устройстве было то, что пар, необходимый для работы насоса, приготовлялся в отдельном котле. Происходило это так. В котле, который непрерывно топили, образовывался пар. Открывая кран на трубе, можно было впускать пар в насосный резервуар. От него отходили две трубы: одна (всасывающая) опускалась в шахты, другая (нагнетательная) проходила к сточному желобу.

Когда в резервуар впускали пар, он начинал выталкивать имеющуюся в нем воду по нагнетательной трубе в сточный желоб. Затем подачу пара прекращали и по специальной трубке впускали в резервуар холодную воду. Пар конденсировался, превращался в воду, занимающую небольшой объем, и в резервуаре образовывалось разряжение, то есть пониженное давление. Вода из шахты, вытесняемая атмосферным давлением, устремлялась по всасывающей трубе в «пустой» резервуар. На всасывающей и нагнетательной трубах были установлены клапаны, пропускавшие воду только из шахты в резервуар и из резервуара в сточный желоб; в обратном же направлении они воду не пропускали.

Это был уже вполне пригодный для практических нужд паровой насос. Применяли его для откачки воды только из неглубоких шахт и рудников, потому что атмосферное давление не может поднимать воду больше чем на десять метров. Петр I приобрел в 1717 г. в Англии один такой насос с целью использовать его для крупных водоотливных работ при строительстве каналов в Петербурге. Это была первая паровая машина, появившаяся в России. Однако она оказалась маломощной, и тогда Петр I велел поставить ее в Летнем саду для накачивания воды в бак, откуда она подавалась к фонтанам. Еще два таких насоса были поставлены купцом Трусовым в своих банях на Фонтанке.

У насоса Севери были серьезные недостатки: он был маломощным, «съедал» во время работы очень много топлива, работал прерывисто — вода откачивалась отдельными порциями. Его нельзя было использовать как универсальный двигатель для привода различных машин и механизмов, так как они в большинстве своем работают непрерывно. Тем не менее установка Севери помогла изобретателям усвоить простую мысль, что в паровых машинах следует пользоваться готовым паром из отдельного котла.

Машины, созданные Папеном и Севери, называли пароатмосферными, потому что пар в них заставлял поршень лишь подниматься, а опускался он силой атмосферного давления.

Опубликовано в разделе Эпоха мануфактуры and tagged , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.