Воздухоплавание

Воздухоплавание

Появление возможности от­качки воздуха из сосудов послужи­ло толчком к разработке различных проектов воздухоплавания. Начало этим разработкам положил Франческо Терци (1631—1687 гг.), кото­рый в 1670 г., определив удельный вес воздуха равным 1/640 веса воды, предложил летательный ап­парат «более легкий, чем воздух». Он состоял из прикрепленных к лодке четырех полых шаров, из которых был откачан воздух. Подъем и спуск обеспечивались со­ответственно сбрасыванием балла­ста и частичным впуском воздуха в полые шары.

Воздушные шары, наполняе­мые теплым воздухом, впервые были изобретены китайцами более 2000 лет назад. Это были шарики

из яичных скорлупок. Китайские дети вставляли в них сухие стебли растений, держали над огнем, чтобы нагреть воздух внутри, и запускали. Монголы, завоевав Китай, заинтересова­лись воздушными шарами и использовали их в сражениях. Дос­товерно известно, что в битве с поляками под Легницей в 1241 г. они запускали воздушный шар в форме дракона с горящим фа­келом в пасти. Полагают, что он служил либо сигнальным уст­ройством, либо знаком для сбора монгольских войск.

Быть может, воздушный шар гораздо древнее, чем счи­тается. Основанием для такого предположения служат ис­следования гигантских изображений на необитаемой равни­не Наска в Перу. Археологи считают, что они появились между 500 г. до н. э. и 900 г. н. э. Их линии тянутся на многие километры, иногда образуя фигуры гигантских пау­ков, рыб и птиц. Для чего они были созданы — неизвестно. Линии нельзя как следует рассмотреть с земли, лучше всего они видны с высоты.

И хотя самой первой гипотезой была версия о том, что это дело рук пришельцев из космоса, не нашлось фактов, подтверждающих гипотезу. Но зато появилась другая, бо­лее правдоподобная версия. После исчезновения племени наска на этой территории спустя столетия появились инки. В их легендах, дошедших до наших дней, говорится о маль­чике Антаркви, который летал над позициями врагов, со­бирая для инков сведения об их расположении. Из всех способов полета, технически доступных для цивилизации инков единственно возможным был полет на воздушном шаре из хлопчатобумажной ткани. Это подтверждается изображениями летающих людей, часто встречающимися на текстильных изделиях насков.

Мало того, найденные в могилах насков куски ткани име­ли более плотное плетение, чем современные материалы для изготовления воздушных шаров. А это означает, что древ­ние ткани лучше, чем современные держат воздух.

Наконец, дополнительным свидетельством в пользу воз­душных шаров племени наска стал изготовленный из хлоп­чатобумажной ткани воздушный шар «Кондор I». Его на­полнили горячим дымом, полученным при сгорании очень сухого дерева, — так, вероятно, делали наски, о чем свиде­тельствуют обнаруженные в конце многих прямых гигантс­ких линий опаленные сильным огнем крупные участки скал диаметром 10—15 м.

23 ноября 1975 г. американец Дж. Вудмэн и англичанин Дж. Нотт взлетели на «Кондоре I» на высоту около 100 м, пролетели в воздухе несколько минут и приземлились. Этот эксперимент явился еще одним, но веским подтверждени­ем, что древние перуанцы летали.

В России тоже были свои пионеры воздухоплавания. Одна старинная хроника свидетельствует, что в 1731 г. в Рязани подьячий Крякутный Фурвин «сделал как мяч большой, на­дул дымом, поганым и вонючим, сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился о веревку, чем звонят, и остал­ся жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».

Изобретателями воздушного шара считаются братья Мон­гольфъс, жившие в Париже. Их полет состоялся в 1783 г. Но не они первыми поднялись в воздух на воздушном шаре. Бразильский священник Бартоломео де Гусма продемонст­рировал наполненный горячим воздухом шар в Лиссабоне в 1709 г. Интересно, знал ли он что-нибудь о полетах ин­дейцев наска?

Опубликовано в разделе Эпоха мануфактуры. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий