Опыты с вакуумом

0
690

Отто фон Герике (1602—1686 гг.), бургомистр Магдебур­га был изобретателем-экспериментатором. После того как он узнал об опытах Торричелли (показания торричеллиевой трубки из­меняются в соответствии с изменениями погодных условий), у него появилось сильное желание лично убедиться в возможности образования пусто­ты.

Он провел ряд опытов по выкачиванию жидкости из со­судов. В результате в 1657 г. ему удалось создать машину, которую он назвал «пневматической» и которая позволяла откачивать воздух из сосудов.

Некоторые из опытов Герике широко известны, особенно интересен опыт с магдебургскими полушариями, проведенный им в 1654 г. Однако один интересный опыт в те времена остался незамеченным, но в XX в. был повторен и использован Вильсоном в одном из его самых замечательных приборов ядерной физики (в камере Вильсона). Герике соединил перемычкой два сосуда, снабжен­ных кранами. Из нижнего, большого, сосуда воздух был от­качан, а верхний, меньший, содержал воздух. Затем Герике открыл краны, связав сосуды между собой.

 

При этом в верхнем сосуде образовывался туман, появи­лось, как писал изобретатель, «маленькое небо», которое сна­чала было покрыто тучами, а потом медленно прояснялось».

Этот насос Герике усовершенствовал Р. Бойль, который для облегчения перемещения поршня использовал систему из зубчатой рейки и зубчатого колеса. Всасывание воздуха и его выпуск производились через краны, которые попеременно то открывались, то закрывались. Позже, в 1676 г. Дени Папен заменил выпускной кран клапаном в поршне, снабдил машину тарел­кой, на которую можно было по­местить стеклянный колокол, а для получения непрерывной откачки он соединил вместе два насоса. Бла­годаря дальнейшим усовершен­ствованиям машина приобрела тот вид, в котором она использовалась еще в XX веке.

Опыты, которые проводил Бойль вместе со своим ассистен­том Гуком, были во многом похо­жи на опыты Герике. Наиболее ин­тересными из них были следующие: определение веса воздуха; опреде­ление степени разрежения; доказа­тельство того, что в резервуарах, из которых откачан воздух, невоз­можны ни горение, ни жизнь, ни распространение звука.

Читайте также:  Водяное колесо, первый двигатель

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался :) :

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...