Быстрее других отраслей в XV— первой половине XVIII вв. в Западной Европе развивалась техника горного дела. Рост торговли и промышленности порождал все больший спрос на металлы. Чтобы его удовлетворить, были нужны тяжелые машины с механическим приводом. Примером такой машины может служить рудоподъемник на шахте, изображенный на рисунке. Машина интересна тем, что в ней соединились сразу несколько изобретений, сделанных в разные исторические эпохи: использование тягловой силы скота (V в. до н. э.), усовершенствование упряжи (средние века), применение зубчатых колес для водоподъемного колеса (после 200 г. до н. э.) и для водяной мельницы (I в. н. э.). Но габариты всего этого устройства настолько возросли, что для его остановки пришлось придумать тормоз (в центре рисунка).
Подъемник, приводимый в движение водяным колесом диаметром около 11 м. Он использовался и вместо насоса для откачки воды из шахт (что является сложнейшей задачей), и для подъема руды из рудника. Руду с шахтного двора в конце XV в. откатывали по простейшей рельсовой колее.
В 1500 г. Леонардо да Винчи изобрел аппарат для спуска и подъема груза, основанный на использовании трения каната о цилиндр. Другим изобретением великого художника и инженера был небольшой бур для разведки недр.
Новым словом в ведении горных работ стало применение пороха для разрушения горных пород. В 1627 г. на руднике в Банской-Штявнице (Словакия) был использован обычный черный порох для проведения взрывных работ. Этот метод позволил заменить труд 30—40 рабочих, работавших вручную. Применение пороха в горном деле существенно упростилось с изобретением в 1636 г. в Германии машины сверления шурфов (каналов в породе, куда закладывают порох).
Для откачки воды из рудников употреблялись специальные насосы. На приводимом здесь рисунке изображен мощный насос, состоящий из нескольких последовательно соединенных всасывающих насосов, приводимых в движение одним колесом. Эта установка была изобретена примерно в 1545 г.
Большое значение для развития горного дела и металлургии имело | создание более совершенных воздуходувных мехов. Их конструкция в течение XV—XVII вв. непрерывно улучшалась. В XV в. при отливке колоколов в кузницах применяли меха с двумя деревянными пластинами. В немецкой книге 1438 года упоминается о мехах, приводимых в действие водой. В 1540 г. итальянский инженер Бирингуччо описал построенный им привод нескольких воздуходувных мехов, работающих от одного водяного колеса.
Великий Леонардо да Винчи и в этой области сказал свое веское слово. Он изобрел в 1494 г. ящичные меха. Перевернутый ящик с отверстием в дне он помещал в ящик, наполненный водой. По мере опускания первого ящика во второй вода вытесняла воздух, который через отверстие в дне верхнего ящика и присоединенную к нему трубу устремлялся к горному или какому-либо другому устройству. В 1513—1514 гг. Леонардо да Винчи снабдил свои меха кожаным клапаном, и в таком виде они применялись в Европе в XVI—XVIII вв.
Техническим переворотом в металлургии стал переход от сыродутного способа к двухстадийному, то есть к выплавке чугуна в домнах с последующим его кричным переходом в сталь и железо. При новом способе плавки в производстве участвовали рабочие разных профессий: угольный, доменный молотильныи мастера, а также кузнецы выполняли в этой технологической цепочке самостоятельные операции как это и положено при мануфактурном способе производства.