Со времени прихода варваров в Римскую империю начинают носить накладную рубаху и штаны. Они и стали основой средневекового костюма, гораздо более закрытого, чем римский. И это объясняется не только тем, что климат Центральной и
Северной Европы был холоднее, но и изменением нравственных устоев. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали свое тело.
Средневековый костюм состоял из нескольких основных частей: льняной рубашки (камиза или шэнс), штанов, верхней рубашки, плаща и мягкой обуви. Женская одежда в раннем средневековье не сильно отличалась от мужской.
Короткие штаны (их называли брэ) поначалу были простым полотнищем, которое оборачивали вокруг бедер и закрепляли у пояса. Позднее брэ несколько удлинили: их делали до колен и даже до лодыжек со специальными завязками внизу. А еще позднее поверх брэ стали надевать другие штаны — шосс. Это были скорее плотные чулки, натягивавшиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу брэ. С XIV в. обе половинки шосс слились в единый предмет туалета — штаны современного типа. Между прочим, такие шосс носили и женщины.
Камиза (льняная рубашка) в раннем средневековье не служила нижней рубашкой, и вообще в средневековье люди не знали, что такое белье. Крестьянская одежда состояла обычно из брэ и камизы, доходившей до колен. Ее носили с поясом. Поверх камизы надевали еще одну рубаху — блио (от этого слова происходит название «блуза»). Как и камиза, блио имела рукава, которые у мужчин были более широкими и длинными. Блио была короткой; нависавшая с напуском, она едва доходило до колен.
Плащ представлял собой прямоугольный кусок материи, который крепился застежкой (фибулой) на правом плече или на груди. В X—XI вв. он был коротким и едва накрывал верхнюю часть тела. Изредка плащи шили с капюшоном. Женщины закутывали голову и плечи накидкой. Зимой поверх блио надевали меховую одежду — обычно грубо выделанные тулупы.
Перчатки и рукавицы появились в связи с необходимостью защищать руки во время крестьянских работ — прополки и жатвы. Но постепенно они стали предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, — оскорбительным. Вручение перчатки означало установление вассальной зависимости. Напротив, бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал свое презрение ему. Средневековые перчатки не имели пуговиц; они обычно расширялись к предплечью, чтобы натянуть их на рукав.
Обувь также стала более закрытой, чем римские сандали. Ее шили из мягкой цветной кожи и без твердой подошвы, носок был удлиненным и заостренным. Такая обувь годилась для дома или для верховой езды. По грязным улицам ходили босиком или в деревянных башмаках.
Часть одежды шили дома, но уже в XI—XII вв. появились цехи портных, в которых костюмы изготавливались по заказу или на продажу. Фасоны одежды в раннем средневековье были одинаковы для всех сословий, мирян и духовенства, мужчин и женщин. Их костюмы отличались главным образом качеством материи и использованием украшений, но не формой кроя. Конечно, крестьянин в поле, босой, в коротких брэ и камизе, был мало похож на священника или рыцаря в доспехах, но в домашнем быту рыцаря в домотканых одеждах легко было спутать с его обслугой. Прошло немало времени, прежде чем социальное положение человека стало отражаться в одежде.
Все началось с того, что простому люду было запрещено носить одежду ярких цветов: он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым цветом. Знатные же люди одевались в красные, зеленые, синие костюмы. Постепенно и духовенство стало носить одеяние, отличное от платья мирян. Особенно заметны стали перемены в одежде в середине XII в. Короткие одежды заменялись длинным костюмом.
Удлинились носки туфель, длиннее стали рубашки и плащи, которые иногда даже волочились по земле, расширились и удлинились рукава.
Длинная одежда подчеркивала праздность господ-феодалов и противопоставляла им подневольных крестьян и представителей других сословий. Это было одно из проявлений «революции костюма». Кроме того, радикальным изменениям в костюме способствовало внедрение новых тканей — шелковых и хлопчатобумажных. Раньше шелк лишь изредка привозили с Востока, и он ценился в Европе чрезвычайно дорого. В середине XII в. было налажено производство шелковых тканей в Италии, в XIII в. — во Франции и Германии. Хлопчатобумажные ткани впервые стали выпускать во Франции в ХП в.
С XII в. домотканую одежду носили уже только крестьяне — феодалы и городская верхушка предпочитали ткани, изготовленные профессиональными ремесленниками.
Новая мода имела еще одну отличительную черту — увеличилось количество декоративных элементов в одежде.
Блио (верхняя рубашка) не только украшалась вышивкой, но ее кроили так, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на нижней рубашке — шэнс. Подол шэнс с орнаментом выглядывал из-под более короткого блио. Блио стала обтягивать фигуру (у женщин, плотно облегая грудь), в результате открылся пояс, он теперь стал важным декоративным элементом. Пояс обхватывал талию и завязывался узлом впереди, так что оба его конца ниспадали к ногам.
Особенно отчетливо новые веяния проявлялись в XII в. в женском туалете: шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми лишь острые концы мягких туфель из цветной кожи. Блио обтягивала торс, а от бедер к низу была сшита из другого куска материи и являлась, по сути дела, прототипом юбки. Рукава, узкие сверху, начиная от локтя, стремительно расширялись, ниспадая почти до земли. «Юбка» и широкие части рукавов делались плиссированными.
Такой аристократический стиль в одежде на рубеже XII— XIII вв. сменяется новым типом костюма, более практичным и удобным для каких-либо занятий. Шелковая парча используется у высшей знати только для костюмов, одеваемых в самых торжественных случаях (с XIV в. в придворном обиходе появляется бархат). Зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачался в сукно, иногда отороченное мехом. Суконная одежда практичнее, она рассчитана не на пребывание в доме, а на какие-либо занятия на улице, на дальние путешествия. Края одежды перестают быть свободными, наоборот, появляется обычай зашивать в полы рубах монеты, чтобы придать им неподвижность. Рубахи становятся короче, рукава сужаются.
Важным нововведением XIII в. была котта — верхняя шерстяная одежда с узкими рукавами и доходящая до середины икр. Женская котта плотно облегала грудь. Поверх нее носили сюрко — безрукавку из дорогой материи с разрезами по бокам; иногда сюрко делали с капюшоном.
С XII в. входят в употребление пуговицы — из кожи, кости, металла. До этого времени те или иные части одежды скреплялись завязками и застежками. Пуговицы стали широко использоваться в костюме: узкий ворот сюрко застегивался на несколько пуговиц.