Появление возможности откачки воздуха из сосудов послужило толчком к разработке различных проектов воздухоплавания. Начало этим разработкам положил Франческо Терци (1631—1687 гг.), который в 1670 г., определив удельный вес воздуха равным 1/640 веса воды, предложил летательный аппарат «более легкий, чем воздух». Он состоял из прикрепленных к лодке четырех полых шаров, из которых был откачан воздух. Подъем и спуск обеспечивались соответственно сбрасыванием балласта и частичным впуском воздуха в полые шары.
Воздушные шары, наполняемые теплым воздухом, впервые были изобретены китайцами более 2000 лет назад. Это были шарики из яичных скорлупок. Китайские дети вставляли в них сухие стебли растений, держали над огнем, чтобы нагреть воздух внутри, и запускали. Монголы, завоевав Китай, заинтересовались воздушными шарами и использовали их в сражениях. Достоверно известно, что в битве с поляками под Легницей в 1241 г. они запускали воздушный шар в форме дракона с горящим факелом в пасти. Полагают, что он служил либо сигнальным устройством, либо знаком для сбора монгольских войск.
Быть может, воздушный шар гораздо древнее, чем считается. Основанием для такого предположения служат исследования гигантских изображений на необитаемой равнине Наска в Перу. Археологи считают, что они появились между 500 г. до н. э. и 900 г. н. э. Их линии тянутся на многие километры, иногда образуя фигуры гигантских пауков, рыб и птиц. Для чего они были созданы — неизвестно. Линии нельзя как следует рассмотреть с земли, лучше всего они видны с высоты.
И хотя самой первой гипотезой была версия о том, что это дело рук пришельцев из космоса, не нашлось фактов, подтверждающих гипотезу. Но зато появилась другая, более правдоподобная версия. После исчезновения племени наска на этой территории спустя столетия появились инки. В их легендах, дошедших до наших дней, говорится о мальчике Антаркви, который летал над позициями врагов, собирая для инков сведения об их расположении. Из всех способов полета, технически доступных для цивилизации инков единственно возможным был полет на воздушном шаре из хлопчатобумажной ткани. Это подтверждается изображениями летающих людей, часто встречающимися на текстильных изделиях насков.
Мало того, найденные в могилах насков куски ткани имели более плотное плетение, чем современные материалы для изготовления воздушных шаров. А это означает, что древние ткани лучше, чем современные держат воздух.
Наконец, дополнительным свидетельством в пользу воздушных шаров племени наска стал изготовленный из хлопчатобумажной ткани воздушный шар «Кондор I». Его наполнили горячим дымом, полученным при сгорании очень сухого дерева, — так, вероятно, делали наски, о чем свидетельствуют обнаруженные в конце многих прямых гигантских линий опаленные сильным огнем крупные участки скал диаметром 10—15 м.
23 ноября 1975 г. американец Дж. Вудмэн и англичанин Дж. Нотт взлетели на «Кондоре I» на высоту около 100 м, пролетели в воздухе несколько минут и приземлились. Этот эксперимент явился еще одним, но веским подтверждением, что древние перуанцы летали.
В России тоже были свои пионеры воздухоплавания. Одна старинная хроника свидетельствует, что в 1731 г. в Рязани подьячий Крякутный Фурвин «сделал как мяч большой, надул дымом, поганым и вонючим, сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился о веревку, чем звонят, и остался жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфъс, жившие в Париже. Их полет состоялся в 1783 г. Но не они первыми поднялись в воздух на воздушном шаре. Бразильский священник Бартоломео де Гусма продемонстрировал наполненный горячим воздухом шар в Лиссабоне в 1709 г. Интересно, знал ли он что-нибудь о полетах индейцев наска?