В эпоху, предшествовавшую средневековью, все тяжелые работы выполняли рабы. Поскольку в последующие периоды этой рабочей силы уже не было, то возникала проблема острой нехватки рабочих рук и приходилось искать какое-то решение. В результате со временем стали использовать новые источники двигательной силы.
Прежде всего, стали гораздо шире применять водяное колесо. Почти во всех письменных свидетельствах VI—VII вв. содержатся упоминания о водяном колесе. Получили широкое распространение водяные мельницы, а в 1044 г. появилась новая разновидность мельницы, приводимой в движение силой морского прилива.
Поначалу, как и в Древнем Риме, с помощью водяного колеса только мололи зерно. Но потом его начали применять для самых разнообразных нужд, например, в сукноваляльном производстве, где колесо отбивало в воде сукно, которое становилось в результате плотнее и прочнее. Раньше валяли сукно руками, ногами и даже палками, но с конца X в. эти процессы стали выполняться с помощью силы воды, поднимавшей молоты посредством кулачков на валу колеса. По такому же принципу в XI—XII вв. в Европе работали кузнечные молоты и меха. В XIII в. появились бумажные фабрику с аналогичными механизмами, а в XIV в. — рудодробилки. В Китае меха с приводом от водяного колеса использовались еще I в. Но в Европе такие устройства, видимо, были созданы независимо от китайских образцов.
В XIII в. силу воды начали использовать на лесопилках, в XIV в. — для волочения проволоки, растирания красок для работы токарных станков.
За 300—400 лет водяное колесо прошло значительную эволюцию — от конструкции, применявшейся исключительно для обмола зерна, до универсального двигателя, повсеместно использовавшегося в различных областях производства.